Лишайниковая манна
Смирнов И.А., Смирнова Н. Ю.
В
школьном учебнике по ботанике (Пасечник, 2007) мы можем прочитать следующее:
«Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и
трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на
манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им
закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в
легенде, ― это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер
перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло
выражение „манна небесная”».
Хоть
и неявно, но автор учебника дает понять, что манна небесная, которая описана в
Библии, есть просто-напросто съедобный лишайник.
Почему
же возникло такое предположение?
Съедобный лишайник
Известнейший
российский путешественник академик П. С. Паллас во время своей экспедиции на
территории современной Киргизии в 1771 – 1776 годах наблюдал удивительную
картину: во время голода местные жители собирали в пустыне джар-бидай –
«земляной хлеб». При ближайшем рассмотрении «земляной хлеб» оказался ни чем
иным как лишайником. Это явление заинтересовало П. С. Палласа, он тщательно
изучил строение этого лишайника и пришел к выводу, что им обнаружен новый для
науки вид. Паллас описал найденный вид как Lichenesculentus – дословно
«лишайник съедобный», а само явление получило название лишайниковой манны.
Другой путешественник – Амман первым нашел этот лишайник в окрестностях
Оренбурга и описал его как земляной хлеб, который «родится по самым сухим
известковым и гипсовым горам в Татарской степи между камнями во множестве, от
малых камешков едва можно различить».
Аспицилия
съедобная (современное название этого лишайника) обычно не прикреплена к чему
бы то ни было и представляет собой форму «перекати-поле» среди лишайников. В
горах Кавказа, Крыма, Карпат, а также в Средней Азии, Греции, Курдистане и
Алжире на высоте 1 500 – 3
500 м этот вид растет прикрепленный к скалам или почве, «достигая
3 – 4 дюйма
вышины». Со временем края слоевищных лопастей загибаются вниз, постепенно
заключают в себя субстрат (обычно это глина), а затем края слоевища срастаются,
лишайник полностью отрывается от почвы. Слоевище ссыхается и становится
шарообразным.
Неслучайно,
когда во время голода 1846 г.
в Малой Азии ели этот лишайник, очевидцы описывали его «в виде комков величиной
с лесной орех». Шарообразная форма лишайника, по-видимому, является
приспособлением не только для распространения (благодаря форме «перекати-поле»
аспицилия переносится ветром на огромные расстояния), но и служит увеличению
фотосинтезирующей поверхности. Такая форма слоевища встречается не только у
этого вида лишайника, но и у целого ряда водорослей и высших растений:
шаровидное слоевище обладает оптимальным соотношением площади поверхности и объема.
Аспицилия
словно действует по принципу: «все свое ношу с собой». Глина или иная почва, заключенная
внутри таллома, может служить в качестве источника минеральных веществ.
Органические вещества производит водоросль, являющаяся одним из симбионтов лишайника.
Единственное, что нужно аспицилии – это вода. Причем для жизни этого лишайника
вода требуется в очень небольших количествах. Аспицилия – это устойчивый к
засухе лишайник: ведь воды не хватает как в горах (где начинается ее развитие),
так и в пустынях (где чаще всего находят лишайниковую манну). Часто аспицилии
достаточно тумана и росы, выпадающей ночами в горах и пустынях. Во время дождей
иногда наблюдался относительно быстрое увеличение биомассы лишайниковой манны в
пустынях. На самом деле велика вероятность того, что роста лишайника как
такового при этом не происходило: просто ссохшиеся комки лишайника разбухали, впитывая
влагу, ослизнялись, и при этом казалось, что лишайник растет. Правда, в
некоторых случаях действительно наблюдается вторичное прикрепление слоевищ
аспицилии на солонцевато-глинистых почвах в пустынях. Возможно, что при этом
лишайник действительно может расти. В любом случае летом в пустыне лишайниковую
манну легко не заметить: она мало чем отличается от комьев грязи или сухой глинистой
корки. Но весной или после дождя она выглядит совсем по-другому и похожа на
обычные лишайники.
Еще
одно интересное свойство аспицилии, нашедшее отражение и в названии – это ее
съедобность. Еще П. С. Паллас из лишайниковой манны «сделал галету, сильно
отзывавшуюся на вкус землей». Действительно вкусовые качества аспицилии не
самые высокие: питательная ценность низкая, слоевище включает частички песка и
глины, от которых очень трудно избавиться. По некоторым данным аспицилия в
значительных концентрациях содержит оксалат кальция (соль щавелевой кислоты).
Это соединение должно предавать лишайниковой манне чрезвычайно кислый вкус и
многие ученые считают лишайниковую манну вообще несъедобной. Поэтому в мирное
время лишайники почти не используются в качестве пищи. Совсем другое дело – во
время голода и войн. Например, в войну 1829 г. России с Персией в Урмии был голод.
Ночью с гор буря принесла большое количество лишайниковой манны. «Овцы очень
охотно стали ее поедать», их «примеру последовали и люди, растерши твердыя
комья в муку». Подобных случаев известно довольно много.
Лишайниковая манна…
Для
обозначения такого явления, когда буря или гроза отрывает и приносит с гор
лишайники, которые затем выпадают вместе с осадками, стали использовать
словосочетание «манные дожди». Лишайниковая манна может переноситься ветром
довольно далеко, иногда она долетает до Саратова, а ближайшее место, где
встречается аспицилия – это кавказские горы.
Документально
зафиксирован манный дождь, прошедший 24 января 1846 г. в местечке Енишеир
(Малая Азия). По свидетельству очевидцев, «выпавшие в виде комков размером с
орех лишайники стали собирать и обращать в муку, из которой уже приготовляли
хлеб, не уступавший по вкусу настоящему». Стоит отметить, что этот манный дождь
тоже спас местных жителей от голода.
В
мае 1890 года в окрестностях Диарбекира во время бури также прошел манный
дождь. Ранее такого явления в этих местах не наблюдалось. Местные жители
растирали лишайник в муку и с большим успехом употребляли в пищу хлеб, приготовленный
из нее с прибавкой 1/10 части обычной муки. Хлеб «напоминал по своему вкусу
солдатский». Кроме того, лишайник шел на корм скоту, например лошадям.
Мы
видим, что так называемые манные дожди наблюдались в самых разных (чаще в
пустынных) районах Евразии и Африки.
… или манна небесная?
Некоторые
особенности лишайниковых дождей навели ряд ученых на мысль о том, что аспицилия
съедобная есть не что иное, как та самая небесная манна, о которой идет речь в
Библии (в книге Исход). Какие же это особенности? Во-первых, лишайниковые дожди
обычно проходили близ городов и селений, в которых был голод (возможно, что в
то время, когда голода не было, на съедобные лишайники никто просто не обращал
внимания). Во-вторых, то, что еда в прямом смысле сыпется на голову, производило
сильное впечатление. Само понятие «лишайниковая манна» было введено по аналогии
с небесной манной.
Например,
в словаре Брокгауза и Эфрона мы можем найти следующее определение лишайниковой
манны: «Лишаи переносятся сильными ветрами и ураганами часто на далекие
расстояния, потом ниспадают в виде дождя М., покрывающего почву, слоем, иногда
до 15 и 20 см
толщиной. Каждый лишай представляет из себя твердое, похожее на клубень тельце,
до 2 1/2 см в поперечнике, неправильной формы, с морщинистой, бугорчатой или
трещиноватой поверхностью, сероватого или буроватого цвета снаружи и белого
внутри. Открытый еще в прошлом столетии Палласом, этот лишай с тех пор был
исследуем неоднократно. Питательность его весьма невелика; сухое вещество более
чем наполовину состоит из щавелевоизвестковой соли, да и в остающейся части
очень немного питательного. Тем не менее во время нужды, за отсутствием лучшей
пищи, его едят, смешивая обыкновенно с некоторым количеством муки. Еще в
глубокой древности лишайниковая М. вместе с другими сортами М. была известна и
употреблялась в пищу (библейская М.)»
Так ли это на самом деле?
Обратимся
к свидетельству Моисея о том, что представляла собой манна небесная. «И вот, на
поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле…. И
Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел
Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть… И сказал им Моисей:
никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего
некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них
Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же
обогревало солнце, оно таяло… И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она
была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом». (Исх. 16, 13
– 22, 31)
Чудо природы
Внимательно
изучив это описание, мы видим, что манна, питавшая евреев в пустыне, разительно
отличается от аспицилии съедобной. Во-первых, аспицилия, как и все остальные
лишайники, не может быстро расти. Анатомическое строение этого лишайника ясно
указывает на невозможность быстрого роста, например, образования его в одну
ночь, как это было у евреев. Также никто не наблюдал исчезновения лишайника с
появлением солнца. Во-вторых, в аспицилии никогда не заводятся черви, так как
во всех лишайниках вырабатываются в большом количестве антибиотические
вещества. Лишайники могут очень долго хранится (во многих гербариях есть
образцы лишайников, собранные более 100 лет назад) и никогда не «смердят»: в
них нет летучих соединений, и они вообще не пахнут. В-третьих, аспицилия мало
питательна и горька на вкус. Она может содержать до 58 – 66% оксалата кальция
(горьковато-кислого вещества) и всего 4% глюкозы. Для сравнения, в хлебе может
быть до 70% углеводов (причем из них легко усваивается до 85%). Есть длительное
время одни лишайники невозможно. У северных оленей уже после нескольких зимних
месяцев питания ягелем наблюдается дистрофия. Между тем манна небесная на вкус
напоминала лепешку с медом, и древние израильтяне питались ею на протяжении 40
лет. И наконец, аспицилия съедобная имеет разорванный ареал: она встречается в
Африке (в Алжире) и в Евразии (Балканы, Кавказ, Средняя Азия). При этом ни на
Синайском, ни на Аравийском полуострове, ни в Палестине аспицилию не находили
(во всяком случае в больших количествах), манных дождей в этой местности также
не известно.
Поэтому
у ученых никогда не было единства мнений о тождественности манны лишайниковой и
манны библейской. Некоторые считали, что это одно и то же, другие утверждали, что
между ними нет ничего общего. Мы видим, что второе мнение является более
аргументированным.
Таким
образом, становится ясно, что манна небесная и лишайниковая манна представляют
собой совершенно разные явления. Они имеют много общих черт: сходный облик и
употребление в пищу в случае голода и бедствий. Однако манна, описанная в
Библии, есть несомненное чудо Божие, в то время как аспицилия съедобная – это
всего лишь любопытный природный феномен. |