Турист как объект туризма
У
туризма есть только один потребитель услуг - турист. Турист как потребитель
туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект
деятельности туристских фирм.
В
отличие от товарных и финансовых рынков, на которых товар идет к покупателю, в
туризме, наоборот, покупатель идет к туристскому продукту, к услугам туризма. В
этом заключается отличительная особенность туриста как потребителя.
Потребитель
туристского продукта не имеет возможности предварительно ознакомиться с
качеством предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит
свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.
Эффективное
развитие международного туризма осуществляется на основе договорных отношений
между государствами. Оно невозможно без четкого определения самого предмета
договора, которым и является турист.
В
договорах и соглашениях между государствами закрепляются не только принципы,
цели и задачи международного туристского обмена, но и объем таможенных льгот,
предоставленных туристам, условия передвижения их по стране посещения, условия
страхования туристов, порядок и условия их пропуска через государственную
границу и на территории транзитного проезда.
Поэтому
для правильного понимания туризма вообще (и международного в частности), для
эффективного правового регулирования международного сотрудничества государств в
данной сфере отношений необходимо четко определить само понятие «турист».
Термин
«турист» прошел довольно длительную эволюцию, которая к настоящему времени еще
не закончена.
Начало
ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги Наций в 1937 г., по которым принято
«считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой
он не живет». Данное определение иностранного туриста является довольно
расплывчатым, и его можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой
стране более 24 ч (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, наемник, беженец,
путешественник).
Организация
Объединенных Наций (ООН) неоднократно рассматривала определение «иностранный
турист».
В
статье I Международной конвенции о таможенных льготах для туристов, принятой
ООН в 1954 г.,
дается следующее определение: «...«турист» означает любое лицо независимо от
его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо
договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо
обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с
дозволенной целью (кроме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма,
развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения,
религиозного паломничества, или с деловыми целями».
Согласно
данному определению туристом является любой иностранец, пересекший границу
другого государства, за исключением гражданина, приехавшего в страну на
постоянное жительство (эмигранта).
Это
определение термина «турист» также носило расплывчатый характер, поскольку его
можно было применять к иностранцам, приезжающим в страну с нетуристскими целями
(например, мигранты).
МИГРАНТ
- это гражданин, работающий или планирующий найти работу на любой период времени,
которая будет оплачиваться в стране пребывания, или лицо, планирующее
сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в качестве домашнего
работника или иждивенца.
Римская
конференция ООН по туризму и путешествиям в 1963 г. также предприняла
попытку дать определение термину «турист». Однако участники конференции не
смогли прийти к единому мнению, поэтому было решено выработать определение
термина «турист» в статистических целях.
В
рекомендациях Римской конференции ООН сказано: «Для статистических целей
«временным посетителем» является любое лицо, посещающее любую страну, помимо
той, которая является его обычным местом жительства, с любой целью, помимо
занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране».
Термин
«ВРЕМЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ» включает: туристов, т.е. временных посетителей,
находящихся в посещаемой стране по меньшей мере 24 ч (цель их путешествия:
отдых, поправка здоровья, паломничество, занятия спортом; с деловыми целями;
командировки; участие в работе конгрессов, конференций; по семейным
обстоятельствам); экскурсантов, т.е. временных посетителей, пребывающих в
посещаемой стране менее 24 ч (включая круизных туристов), не остающихся на
ночевку в стране посещения, хотя они и могут совершать поездки по стране в
течение одного или большего количества дней и возвращаться ночевать на свой
корабль, яхту, поезд.
Римская
конференция рекомендовала не включать в статистические данные туристов,
совершающих поездки с целью государственной службы (визиты государственных
деятелей; парламентские, правительственные делегации; дипломатические, торговые
миссии и т.д.) или научной экспедиции (географической, геологической,
археологической, океанографической и т.д.).
В
статистические данные не должны также включаться путешественники, которые в
юридическом смысле не въехали в страну (например, граждане, путешествующие
самолетом и не покидающие транзитную зону аэропорта, и т.п.).
По
определению, сформулированному Римской конференцией, туристами считаются также
студенты и учащиеся, находящиеся за границей.
Были
установлены следующие основные группы туристов:
•
граждане, которые едут отдыхать, по семейным обстоятельствам, на лечение и по
другим соображениям;
•
граждане, отбывающие на заседания, съезды (научные, административные,
спортивные и др.);
•
граждане, отправляющиеся в путь по служебным делам;
•
граждане, совершающие морскую поездку на срок меньше 24 ч.
Туристами
не считаются:
•
граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы;
•
граждане, оставшиеся в стране на постоянное место жительства;
•
жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по
другую ее сторону.
Такое
определение туриста было признано Международным союзом официальных туристских
организаций (МСОТО).
Однако
многие государства на международном уровне не выработали четкого и
единообразного толкования термина «турист» и тем самым не определили предмет
международных договоров и соглашений о своем сотрудничестве в области
международного туризма.
Закон
РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. дает следующее
определение понятия туриста:
«ТУРИСТ
- гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных,
познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях
без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд
или осуществляющий не менее одной ночевки».
Первая
сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации одобрила в 1985 г. Хартию туризма.
ХАРТИЯ
ТУРИЗМА - это программный документ, выражающий политические и социальные
требования туристов. Хартия туризма включает Кодекс туриста. Кодекс туриста -
это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристекой поездки.
Хартия
туризма торжественно провозгласила право каждого человека на отдых и досуг,
ежегодный оплачиваемый отпуск и свободу путешествовать без ограничений,
Как
следствие этого права, государства должны разработать и проводить политику,
направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного
туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех, кто ими
пользуется (статья П Хартии туризма).
С
этой целью государствам следует расширять сотрудничество в области туризма как
на двухсторонней, так и на многосторонней основе, используя возможности
Всемирной туристской организации; уделять особое внимание молодежному туризму,
туризму людей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками; защищать в
интересах настоящих и будущих поколений туристскую среду, которая, включая
человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего
человечества; содействовать доступу иностранных туристов к общественному достоянию
посещаемых мест, применяя положения существующих документов по упрощению
формальностей с учетом постоянного снижения ограничений на путешествия (статьи
Ш и IV Хартии туризма). Кодекс туриста закрепил права и обязанности
иностранного туриста в стране посещения, что нашло свое логическое продолжение
в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
ПРАВА
ТУРИСТА
При
подготовке туриста к путешествию и во время его совершения, включая транзит,
турист имеет право на:
•
необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место)
временного пребывания и пребывания там; об обычаях местного населения,
религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других
объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; состоянии
окружающей природной среды;
•
свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых
в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
•
обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего
имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
•
возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий
договора, розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или
турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;
•
содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места)
временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;
•
беспрепятственный доступ к средствам связи.
ОБЯЗАННОСТИ
ТУРИСТА
Во
время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
•
соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее
(его) социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
•
сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы,
истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
•
соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из
страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах
транзитного проезда;
•
соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Туристов
как потребителей туристского продукта можно разделить на отдельные категории.
Такое деление представляет собой типологию.
Типология
- это научный метод, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их
группировка с помощью обобщенной модели или типа.
В
зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии
туристов.
Так,
например, исходя из ориентации туристов как покупателей1 туристского продукта
их можно разделить на четыре категории:
•
«экономные» покупатели туристского продукта. Их отличает высокая
чувствительность к цене, к качеству, ассортименту услуг;
•
«персонифицированные» покупатели туристского продукта. Для них важны вид
туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или
услуги не является для них решающим фактором;
•
«этичные» покупатели туристского продукта. Они склонны платить низкие цены за
туры с широким ассортиментом услуг туризма;
•
«апатичные» покупатели туристского продукта. Для этих покупателей важно
качество услуг туризма и не играет роль цена на них.
В
зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно
разделить на три группы:
•
люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
•
люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и
самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского
обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление
индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.);
•
люди с покупательским поведением. Покупательское поведение туриста касается
всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые
заставляют его реагировать определенным образом на рекламу.
Немецкий
исследователь Г.Ган выделяет следующие типы туристов: S-, F-, W-, А- и В- типы.
S-тип
(нем. Sonne, Sand, See - солнце, песчаный пляж, море) -типичный отпускник,
предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт;
избегает суету, но приветствует контакты с приятными людьми;
F-тип
(нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber - отпускник, предпочитающий
поездки на дальние расстояния и флирт) -этому типу свойственна тяга к
беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой отпуск
только там, где что-то происходит, так как медленное «прожаривание» на пляже в
кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста - общество,
удовольствие, смена впечатлений;
W-1-тип
(нем. Wald und Wanderorientiert - любитель лесных прогулок и походов) -
отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо -
физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он
стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не
занимается;
W-2-тип
- скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до
экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий «наличие условий
для занятий хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история»,
вторичны (например, летчик-любитель, страстный альпинист и т.д.);
А-тип
(нем. Abentener - приключение) - любитель приключений. Риск, новые ощущения,
испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность - вот то, что определяет
выбор цели путешествия у данного типа туриста;
В-тип
(нем. Bildung und Besichtigung - образование и осмотр достопримечательностей) -
любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три подгруппы: а)
«эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные
любители культуры и природы»; в) «специалистьп>, которые углубляют свои
знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д. Туристы в
целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при
совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать
общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Деятельность
таких объединений может быть направлена на организацию и содействие развитию
самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и
интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности
организаций туристской индустрии и решение иных задач. Например, в
Санкт-Петербурге такими объединениями являются Дом юного туриста, Дворец творчества
юных, детско-юношеский туристский клуб «Меридиан» и др. |