Лютня маркиза де Садова

Александр Тимофеев

Что такое идеальная гитара? Для кого-то это обычная ленинградская "шестиструнка". Для кого-то – доставшаяся в наследство от деда русская "гитара семиструнная!.. Вся душа полна тобой, а ночь такая лунная!!!". А для московского музыканта Сергея Садова – это два грифа, тридцать две струны, особый строй, сдвоенные струны "для усиления басов", кельтские и языческие символы на корпусе

ИМЯ: СЕРГЕЙ САДОВ

ВОЗРАСТ: 47 ЛЕТ

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА: МОСКВА

ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫСШЕЕ – ПУШКИНСКОЕ МУЗУЧИЛИЩЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

ПРОФЕССИЯ: МУЗЫКАНТ

ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ: НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, ФИЛЬМЫ, МУЗЫКА

ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО: БОГ ЗОВЕТ

ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО: БЫТЬ СВОБОДНЫМ И НЕЗАВИСИМЫМ

Когда автор шел по Старому Арбату на встречу с Сергеем Садовым (именно там его можно застать каждый день, играющего "психоделический альтернативный классицизм", как говорит сам Сергей), в голове у него крутился простой вопрос: зачем пытаться объединить в одном инструменте гусли, ситар, гитару и балалайку? "Звук нового инструмента я услышал во сне, – рассказал нам Сергей Садов. – И как только проснулся – сразу к пианино. Зафиксировал и понял, что гитарного диапазона недостаточно. Решил – всё, все свои гитары продаю, буду делать новый инструмент. Так появилась "Гранд-садора": здесь 32 струны, "ситарный" блок, увеличенная мензура, скаллопированные лады, особый строй, midi-датчик и еще куча аппаратуры "за кулисами". Но когда ее сделали, встал вопрос: а как на ней играть? Я же не умел. Пришлось учиться по новой".

Меряемся мензурами

Так чем же "Гранд-садора" отличается от обыкновенной гитары? Первое, что бросается в глаза, – два грифа и куча струн (некоторые из них сдвоены). Однако два грифа сегодня не такая уж редкость. На сцене периодически появляются не только двух-, но и трех-, и четырехгрифовые гитары. С большим количеством струн экспериментировали еще в начале ХIХ века – в музеях сохранились семнадцатиструнные инструменты. А как звучат сдвоенные басовые струны, украшающие нижние частоты (каждая вторая струна в паре настраивается через октаву к первой, при игре задевают обе одновременно), вы можете послушать в любом гитарном магазине. Там обязательно найдется пара "двенадцатиструнок" – это та же "шестиструнка", но у нее как бы две струны вместо одной.

А вот увеличенная мензура (расстояние от порожка до задней подставки, или длина открытой, не зажатой ни на одном ладу, струны) - это уже серьезно. Как объяснил нам Сергей, мензуру проще всего сравнить с колоколом. Чем он больше, тем звук ниже. У скрипки же мензура, наоборот, маленькая, поэтому и звук высокий. У классической гитары мензура равна 650 мм. У "Гранд-садоры" - 740, близка к бас-гитарной. Однако за счет большого количества струн диапазон "Гранд-садоры" покрывает и бас, и классическую гитару. Соответственно, и возможности шире - доступны очень сложные аккорды. Но есть и минусы - играть становится тяжелее. "Вспомните контрабас. По форме он такой же, как скрипка, но сыграть так же виртуозно невозможно - мензура большая, - объяснил Сергей. - Для игры на "Гранд-садоре" необходимы мощные и гибкие руки. Без этого даже аккорд не зажать".

Что касается скаллопированных ладов (полукруглая выемка между металлическими порожками на верхней стороне грифа), они встречаются и на "обыкновенных" гитарах. Например, гитарист Ингви Мальмстин принципиально использует гитары со скаллопированным грифом. При игре пальцы музыканта не касаются накладки грифа, а контактируют только со струнами. За счет этого уменьшается трение и улучшается контроль при исполнении подтяжек и вибрато, однако игра на гитаре со скаллопированными ладами требует от музыканта особой чуткости.

В восточной культуре глубокие лады играют особую роль - повышают интонационную гибкость инструмента. Например, на ситаре можно, зажав струну на одном ладу, сыграть всю гамму, подтягивая ее на нужную высоту. Конечно, и на обыкновенной гитаре можно делать подтяжки, "бенды". Однако, как объяснил Сергей, выше, чем на тон-полтора, не получится. Для этого нужна еще и большая мензура. И чтобы обойти это ограничение, гитаристы делают "машинки" - Tremolo, Floyd Rose. "Но у машинки другая проблема, - говорит Сергей. - Она подтягивает или опускает все струны сразу. Поэтому на машинках играют в основном партии соло. А я могу взять аккорд и потянуть единственную ноту, при этом аккорд никуда не "уплывает".

Всегда в строю

"Гранд-садора" примечательна не только конструкцией, но и особой настройкой. Строй на верхнем грифе - что-то среднее между русской "семистрункой" и гуслями. Только добавлена восьмая струна, и в целом он немного понижен. "С помощью боковых колков я хотел добавить струны так же, как и на "ситарном" блоке. Но потом передумал", - говорит Сергей".

Пятиструнный блок на нижнем грифе ближе всего к индийскому инструменту вина. "В целом эта конструкция позволяет совмещать разные культуры, объединять славянские и азиатские музыкальные традиции, - объяснил Сергей. -К примеру, я "прохожусь" медиатором от начала "ситара" до самого конца нижнего грифа. А там, на пятиструнном блоке, зажат какой-нибудь русский аккорд - такого синтеза вы больше нигде не услышите". Кстати, все 32 струны Сергей запросто настраивает по тюнеру за пять минут.

По словам Сергея, на "чистом" звуке в "Гранд-садоре" можно услышать русские гусли, арфу, балалайку, ситар, вину и арабскую лютню. Но если задействовать ту "кучу аппаратуры за кулисами", в основе которой лежит гитарный синтезатор, "Гранд-садору" можно превратить в любой инструмент мира, даже духовой или ударный. "Для игры разными звуками мало просто прицепить к порожку midi-датчик и настроить сэмплер, - говорит Сергей. - Чтобы передать звучание восточных инструментов, одной гитарной техники мало. Например, стоит у вас дома фортепиано. Один музыкант сыграет на нем Рахманинова, другой - блюз. Инструмент один, а мышление-то разное. Если я "включаю" виртуальный дудук, так я и на настоящем сыграю. Пусть не виртуозно, но базовые вещи умею. А если вы хотите "как на ситаре", нужно разбираться в восточной школе".

Чтобы понять, чем восточная школа отличается от западной, мы обратились к специалисту по индийским инструментам Андрею Бочко. Андрей объяснил, почему гитарист из музучилища никогда не сможет сыграть "как на ситаре": "Европейскому музыканту, чтобы сыграть индийское произведение, придется заново всему учиться. В западной школе в октаве 1 2 нот, а в индийской - 22. У нас между "до" и "ре-бемоль" пусто. А в индийской школе между ними, грубо говоря, промежуточные ноты. На рояле вы таких клавиш не найдете. Но вообще гитары, скрипки и другие европейские инструменты позволяют их извлекать - например, делать "ситарные" подтяжки в четверть тона. Дело именно в школах игры - европейские музыканты такие возможности никогда не развивали".

Игра на костях

Посмотрев на "Гранд-садору" снаружи, мы, конечно же, захотели узнать, что у нее внутри. Гитарный мастер Дмитрий Сушков рассказал, какие ингредиенты он использовал для приготовления такого необычного блюда. Для деки инструмента выбрали клен - как за его особую звонкость, так и за повышенную прочность. Из-за большого количества струн дека гитары испытывает огромные нагрузки. Например, на обычной "шестиструнке" струны создают 80-килограммовое давление. А на "Гранд-садоре" целых 32 струны. Гриф сделан трехслойным (в некотором смысле это стандарт для современных гитар), чтобы избежать "перекоса". Дерево уже в готовой гитаре постоянно изгибается, дышит и впитывает влагу из воздуха.

Окаменелую кость мамонта для порожков также выбрали не с