Гражданская типография

В начале XVIII века в русле просветительской политики Петра I пропагандировалось активное рационалистическое восприятие картины мира в противовес идее аскетизма. В обществе начинает цениться образованность, поощряется открытие школ и светских училищ. Прагматический характер светского образования потребовал смены издательской парадигмы и подчинения деятельности типографий новым государственным задачам. Неудавшийся опыт организации издания книг за границей выдвинул на первый план вопрос о выпуске малообъемных изданий, оперативно отвечающих текущим нуждам. Для этой цели в Оружейной палате была создана гравировальная мастерская по производству гравюр. В картинке живо отображались реально происходившие события, донося до зрителя информацию, которая легко воспринималась даже малограмотным человеком. В петровское время гравюра получила новое социальное звучание, она должна была подчеркнуть динамичность развития страны, продемонстрировать европейскую ориентированность культуры России, осваивающей изобразительный язык искусства нового времени. Отчетливо понимая значение и возможности гравюры как наиболее эффективного средства пропаганды, по мере побед, которые одерживала русская армия, выпускались эстампные листы с изображением триумфальных шествий, фейерверков, торжеств.

В 1704 году мещанин московской слободы Василий Анофриевич Киприанов подал на имя Петра I доношение с просьбой об учреждении типографии, в которой планировалось печатать учебники, словари, буквари, гравированные листы и ноты. До этого Киприанов немало потрудился на ниве просвещения - он принимал участие в создании первого русского учебника "Арифметика". Его работу высоко оценил сам царь, пожаловавший в качестве награды участок земли в Китай-городе, у Спасского моста. Учитывая то, что люди купеческого звания, к которым принадлежал В.А.Киприанов, не имели официального права землевладения, исключительность заслуг Василия Анофриевича подчеркивалась в заключительных словах указа, гласившего, что "сей именной указ не в образец и на пример никому не выписывать". Одновременно с этим к его праву именоваться математиком прибавился титул библиотекаря, что в то время означало признание его заслуг в книжном деле.

Проект организации типографии, выдвинутый В.А.Киприановым, отвечал задачам просветительской политики того времени, был поддержан царем, и 30 мая 1705 года было положено начало новой типографии, получившей название Гражданской. Понятие "гражданский" было употребительно в русском языке уже в XVII в., в основном для обозначения всего, что связано со светским образованием и культурой. Предшественник Петра I - царь Федор Алексеевич устроил в Москве академию, в которой повелел "науки гражданские и духовные поставить". Первая русская академия действовала по программе европейских университетов, где наряду с богословскими науками изучались математика, диалектика, риторика, пиитика, музыка.

Нужды просвещения, развитие военного флота, реорганизация сухопутных войск настоятельно диктовали потребность в обучающих пособиях, чертежах, картах, выпуском которых занялся В.А.Киприанов. Он сумел объединить вокруг своего заведения авторов, переводчиков, граверов, наборщиков, печатников, проявивших себя на новом поприще. В творческий коллектив вошли ученые-математики Л.Ф.Магницкий, А.Фарварсон, С.Гвын, а также видный государственный деятель и исследователь-астроном Я.Брюс. Он привлек к переводам с греческого и латинского языков выпускников славяно-греко-латинской академии. С Киприановым сотрудничали граверы Оружейной палаты и мастеровые Печатного двора. По росписи штатных работников в технический персонал Гражданской типографии входили четыре наборщика, два печатника и два помощника печатников. По приглашению Киприанова в его типографию с Печатного двора перешли справщик Федор Герасимов и переводчик Федор Михайлов. Нашел себе применение и бывший писец Федор Никитин, у которого сгорел дом, и он был вынужден с женой и ребятишками