Особенности коррекции децелерации развития смоленских школьников средствами физической культуры

Заслуженный работник высшей школы РФ,  доктор медицинских наук, профессор И.И. Бахрах Кандидат педагогических наук С.В. Барков Кандидат медицинских наук Л.В. Виноградова  Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Согласно публикациям последних лет [7, 5, 2, 1] в различных регионах Российской Федерации отмечается появление признаков децелерации современных детей школьного возраста. Авторы указывают, что децелерация выражается в замедлении темпов роста и формирования, учащении случаев дисгармоничного развития и дефицита массы тела, снижении функциональных резервов организма. Причинами децелерации детей и подростков, по мнению В.И. Стародубцева и соавт. [6], являются неблагоприятные климатогеографические, экологические и социально-экономические условия жизни, нарушения режима организованной двигательной активности, учебной нагрузки, питания и другие факторы.

Результаты многолетних комплексных исследований, проведенных нами в 1964 - 2004 гг., позволяют рассмотреть динамику показателей физического развития и физической подготовленности, морфофункциональных показателей кардиореспираторной и других систем у учащихся средних общеобразовательных учреждений Смоленска, постоянно проживающих в геохимически неблагоприятном регионе (со сниженным содержанием йода в природных водных источниках) [3, 4].

При сопоставлении данных, характеризующих особенности физического развития, физической подготовленности и функционирования кардиореспираторной системы у представителей изученных популяций в 1964 - 1980 и 2000 - 2004 гг., установлены признаки децелерации развития современных смоленских школьников: 1) "астенизация" телосложения; 2) увеличение количества детей и подростков с асинхронией развития на 12,7%, ретардантов - на19,4%, микросоматического типа телосложения - на 8,5%; 3) увеличение (на 13,1%) количества детей с дефицитом массы тела; 4) низкий уровень физической подготовленности (ниже нормы на 18,2%). Ряд показателей кардиореспираторной системы в сопоставимых возрастных группах у современных смоленских школьников отличается от аналогичных у их сверстников в 70-80-х гг: меньше величина ударного объема сердца, конечного систолического и диастолического объемов левого желудочка, общего периферического сопротивления, показателя внешней работы сердца; жизненной емкости легких, скорости воздушного потока на вдохе и выдохе. У 25% современных смоленских школьников 12-16 лет встречается гиперкинетический тип кровообращения и у 15% - "гипоэволютивный" вариант развития сердца; у 27,4% по данным гистографического, автокорреляционного и спектрального анализа распределения кардиоинтервалов выявлены признаки усиления адренергических влияний и централизации управления сердечным ритмом. Показатели центральной гемо- и кардиодинамики у смоленских школьников 15-16 лет не достигают дефинитивного уровня.

Полученные нами данные (С.В. Барков, 2001; Л.В. Виноградова, 2004) об особенностях режима двигательной активности детей и подростков, не занимающихся спортом, дают основание считать, что процесс децелерации развития современных смоленских школьников обусловлен не только региональными экологическими особенностями, но и детренированностью организма вследствие гиподинамии. Для коррекции проявлений у них децелерации развития средствами физической культуры была разработана инновационная технология оздоровительно-развивающей направленности. Ее отличительными особенностями являются:

- дифференциация учебного материала на уроках физической культуры в зависимости от интересов и мотивации, состояния здоровья, физической подготовленности, биологического возраста учащихся;

- использование в учебном процессе оптимального соотношения различных видов двигательной деятельности;

- увеличение биологически необходимого объема организованной двигательной деятельности за счет домашних заданий по физической культуре;

- применение нетрадиционных форм и средств (индивидуализированные домашние задания по физической культуре, выделение учащихся с отклонениями в состоянии здоровья в специальное отделение в основной части урока);

- использование дыхательных упражнений с элементами медитации;

- активное усвоение учащимися знаний, умений и навыков на уроках и при выполнении домашних заданий;

- закаливание;

- участие родителей в процессе физкультурного образования.

Результаты применения данной технологии в течение учебного года в нескольких средних школах Смоленска показали, что наиболее значительное улучшение физического развития и физической подготовленности 12-16-летних школьников основной медицинской группы происходит при следующем сочетании видов двигательной деятельности: общеразвивающие физические упражнения - 20%, циклические упражнения - 50% и элементы спортивных игр - 30% на уроках физической культуры. Для школьников подготовительной медицинской группы на уроках физической культуры оптимальным является следующее соотношение отдельных видов двигательной деятельности: общеразвивающие физические упражнения - 20%, циклические упражнения на выносливость - 20%, элементы спортивных игр - 20%, специальные корригирующие и реабилитационные упражнения - 40%. Использование индивидуальных программ самостоятельных занятий физическими упражнениями в форме домашних заданий позволяет не только обеспечить биологически необходимый объем организованной физкультурной двигательной активности, но и направленно улучшать физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Наиболее выраженное оздоровительно-развивающее воздействие на учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и нарушениями роста и развития оказывают комплексные уроки физической культуры, включающие дозированные ходьбу и бег, общеразвивающие упражнения (ОРУ) и игры. Приводим примерное содержание 40 комплексных уроков для школьников подготовительной медицинской группы:

Дети младшего школьного возраста (7 - 10 лет)

1-й этап (1-8-й уроки). Содержание 1 - 2-го уроков: ускоренная ходьба - дистанция 200 м преодолевается за 2 мин 20 с; бег - дистанция 800 м за 5 мин 40 с, ОРУ - 15 мин, игры 20-25 мин. На каждых двух последующих уроках (3-4-й, 5-6-й, 7-8-й) дистанцию ускоренной ходьбы увеличивают на 40 м, а время ее прохождения начиная с 5-го урока уменьшают на 10 с; дистанцию бега увеличивают соответственно на 50 м, а время ее пробегания уменьшают на 8 с.

2-й этап (9-20-й уроки). Содержание 9-10-го уроков: ускоренная ходьба - дистанция 400 м преодолевается за 4 мин 30 с, бег - дистанция 800 м за 5 мин 30 с; ОРУ - 15 мин; игры - 20 мин. На 10-20-м уроках - дистанция ускоренной ходьбы - 350 м, бега - 900 м. Время пробегания 900 м - 6 мин.

3-й этап (21-40-й уроки). Содержание 21 - 22-го уроков: ускоренная ходьба - 400 м за 4 мин 30 с; бег - 900 м за 6 мин; ОРУ -20 мин; игры - 15 мин. На 21 - 30-м уроках дистанция

ходьбы увеличивается до