Государство и право Древнего Египта

Контрольная работа по дисциплине:истории государства и права зарубежных стран

Работу выполнил:студент гр.9171, 1курса  заочного отделения  факультета ЭТиП  Мусин Р.Р.

Казанский Государственный Технический Университет им. А.Н.Туполева

Казань 2010

Древнеегипетское государство территориально размещалось в узкой долине Нила от первого порога до дельты могучей реки. Географической особенностью, , придавшей особое направление развитию египетской цивилизации, было чередование плодородных земель и пустынь. Египет делился на Верхний, , занимавший нильскую долину, и Нижний, расположенный в дельте. Долина Нила благоприятна для земледелия, поэтому сюда с изменением климата переселились из саванны племена протосемитов, берберов и кушитов. Нил был единственным источником влаги в засушливом климате Северной Африки, а прирост населения требовал увеличения площадей пригодной для ведения сельского хозяйства земли. Так стала создаваться ирригационная система земледелия бассейнового типа, строилась сеть магистральных и отводных оросительных каналов, дамбы, плотины. Из полезных ископаемых в Египте добывались гранит, базальт, диорит, алебастр, известняк, песчаник, медные руды, золото, но не было залежей железа и олова, что сдерживало развитие техники и промышленного производства.

Высокопродуктивное земледелие приводит к возникновению здесь первых обществ и государств, т. к. успешно развивались производительные силы и производственные отношения. Излишки производимого общественного продукта, особенно в скотоводстве, для которого характерны большие объемы прибавочного продукта, оказываются в руках знати и служителей зарождающегося культа.. Возникает институт рабства. Первыми рабами были военнопленные - с развитием сельского хозяйства стало выгодно использовать труд военнопленных. Это привело к возникновению частной собственности, социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению ее со временем в эксплуататорский класс. Класс рабов стал пополняться из внешних (войны и набеги) и внутренних источников (бывшие общинники).

Перед возникновением государства сложилась довольно развитая организация управления, которую Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал военной демократией. "Постепенное возвышение военного вождя в процессе становления государственности, усиление его роли и влияния является характерной чертой Египта и многих других стран Древнего Востока".[1] Вокруг вождя складывается государственный аппарат, состоящий из членов его семьи и его слуг, так формируется одна из древнейших систем государственного управления.

Формирование классов привело к появлению государства, регулирующего общественные отношения в интересах господствующего класса, обеспечивающего строительство и поддержание в рабочем состоянии жизненно важных для Египта ирригационных систем. Первые государства - номы - охватывали несколько поселений и были скорее не государствами, а военно-демократическими образованиями. "В силу особых природных условий номы - древнейшие самостоятельные государственные образования, расположенные в долине или Дельте Нила - тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств." [2] Приблизительно в конце IV тыс. до н.э. возникают два крупных царства: Верхний и Нижний Египет. Некоторое время они существовали рядом, а потом объединились.

Выгодное географическое положение позволяло Египту вести активную внешнюю политику, осуществлять связь с Передней Азией по Суэцкому перешейку, по Нилу - со странами тропической Африки, морским путем - с Аравией. Но на первых этапах развития Египет оказался в изоляции, чему немало способствовали соседствующие с ним кочевые племена. Их набеги делали торговые пути небезопасными и усиливали обособленность Египетского государства, что, в свою очередь, формировали египетскую цивилизацию, как самобытное историческое явление.

Египетская цивилизацию оставила многочисленные памятники материальной культуры, в т. ч. и письменные, с помощью которых можно получить более полное представление о культуре и государственности Египта с древнейших времен. Из письменных источников до нас дошли "Анналы Тутмоса III", записанные на стенах храма Амона-Ра в Фивах, сочинения жреца Монефона на греческом языке (IV-III век до н.э.), описывающие историю Египта с древнейших времен. Именно он систематизировал и объединил по признаку родства или особенностей внутренней политики несколько сот фараонов в 30 династий, которые делятся на 3 декады по 10 династий в каждой. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов: Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

Сохранились также архивы юридических текстов и документальные материалы из храма царя Неферирка, датируемые XXV-XXIV в.в. до н.э., "Поучения" фараонов (написанные от имени фараонов и адресованные потомкам), содержащие множество информации об устройстве государства, "Поучения" частных лиц, расписывающие преимущества профессии ("Поучения Ахтоя") или дающие наставления сыновьям о поведении в обществе ("Поучения Аменемопе").

"Пророчества" - особая разновидность дидактической литературы, которая представляет собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и существующего строя ("Речение Ипусера", "Речение Неферти"). Некоторые источники предполагают, что это описание реальных фактов народных восстаний, облеченных в форму пророчеств.

Произведения художественной литературы ("Повесть о красноречивом крестьянине", сказка "О правде и кривде") дают реалистическое описание быта и обычаев древнеегипетского государства. Кроме того, до нас дошли произведения религиозного характера - так называемая "Книга мертвых", "Мемфисский богословский трактат" - содержащая обряды, заклинания и т.д., позволяющие умершему, пройды все трудности, достичь вечного блаженства, медицинские папирусы.

Представление об устройстве государства в Древнем Египте дают и произведения античных историков: Геродота, Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха.

Сохранились многочисленные предметы материальной культуры: древние захоронения, мумии, предметы быта, раскопки древних городов, храмы, позволяющие изучить быт, нравы, культуру и международные связи Египта.

Периодизация

Древний Египет, как государство, ведет свою историю со времени зарождения классового общества (вторая половина IV тыс. до н.э.) до падения и присоединения его к Персидской державе (VI в до н.э.). История его делится на следующие периоды:

Раннее царство - (3000-2800 гг. до н. э.) возникновение меновой торговли, образование единого государства с неограниченной властью фараона, формирование государственного аппарата и прослойки чиновников - писцов, , грабительские походы в Нубию, царское и общинное землевладение

Древнее царство - (2800-2250 гг. до н.э.), расцвет культуры и государственности Древнего Египта, появление частных землевладений отдельных рабовладельцев и храмов; укрепление бюрократического аппарата, апогей могущества фараона, появление постоянного войска.

I распад - (2250-2050 гг. до н.э.), усиление номовой знати, выступление ее против центра, распад единого государства на отдельные номы

Среднее царство - (2050-1700 гг. до н.э.), возрождение централизации, к которой стремятся зажиточные крестьяне, т.к. хотели обрабатывать т.н. высокие поля, которые без общей ирригационной системы были слишком засушливыми.

II распад - (1700-1580 гг. до н.э.), ослабление Египта, разорение крестьян порождают народные восстания (Лейденский папирус), захват Египта гиксосами (1730г. до н.э.).

Новое царство - (1580-1070 гг. до н.э.) борьба с гиксосами усиливает военную мощь, строго централизованный военно-административный аппарат власти, успешные захватнические войны, рост численности рабов, расцвет цивилизации, присоединение Сирии и Палестины, удачные походы в Азию, создание Египетской империи.

Позднее царство - (1070-332 гг. до н. э.), Усиление эксплуатации приводит к восстанию рабов, которое поддержали наемники-иностранцы. Ослабление центральной власти влечет нарастание сепаратистских настроений. Египет попадает под власть иноземных династий. Увеличение числа наемников в армии влечет покорение Египта и включение его в Персидскую империю (525 г. до н.э.), возрождение Египта при сансской династии.

Греко-римский период - (332 г. до н.э.-395 г. н.э.) В IV в. до н.э. Египет захватывают войска Александра Македонского, в I в. до н.э. он становится провинцией Рима, а в 395 г. н.э. - провинцией Византии.

Объединение Египта; Раннее и Древнее царства

Объединение Египта имело большое значение для развития государственного аппарата, хозяйства и культуры. Концентрация ресурсов и людей у единого правительства была обусловлена ходом исторического и хозяйственного развития страны. Создавалась общегосударственная высокоэффективная ирригационная система, составной частью которой были местные системы, что обеспечивало процветание сельского хозяйства. Развивалось скотоводство, разводился мелкий и крупный рогатый скот. Процветали ремесла, высокой степени развития достигла обработка камня, гончарное дело (изображение гончарного круга характерно для декоративного искусства Египта), металлургия (ковка и литье меди). Возведение пирамид и других грандиозных сооружений из камня также требовали концентрации ресурсов государства.

В Египте того времени существовало три крупных типа хозяйств: царские, храмовые и вельможные ("дом отца" - собственное владение и полученное за службу - условное владение). Эта юридическая разница была номинальной, т.к. служба чаще всего передавалась по наследству. И все же это не совсем частная собственность, т.к. верховные права на такие наделы принадлежали фараону. Работники в хозяйстве вельможи работали отдельными отрядами под присмотром писцов и учетчиков. Орудия труда принадлежали вельможе. В том же положении находились и ремесленники. Скорее всего, они не имели ни земли, ни орудий труда, а свое довольствие получали с общего склада. То есть хозяйство было практически натуральным, мало связанным с рынком. Рынки существовали в пределах тех же хозяйств.

Но работники не были рабами, так как имели семью и некоторую собственность.

Организация царских и храмовых хозяйств была такой же, но в них большую долю составлял рабский труд. Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а работники отбывали повинности (строительство пирамид, дорог, каналов и т.д.) в пользу центральной власти. Царь мог освободить вельможу от налогов за особые заслуги.

Наряду с этим, существовали и общинные хозяйства, управляемые общинным советом во главе со старостой, подчинявшимся номарху.

Возрастала доля рабского труда в хозяйстве страны. Стали возникать рынки рабов. Большую часть рабов составляли военнопленные, меньшую - бедняки. Не существовало резкой грани между рабами и работниками, их интересы и свободы практически совпадали. Социальная напряженность в стране возрастала.

Для государства и хозяйственной системы Египта характерен очень большой административный аппарат на всех уровнях: центральный, областной (номы) и местный (общины). Основа власти - огромные земельные, людские, природные и другие ресурсу Египта. Во главе центрального управления стоял фараон; он соединял в себе законодательную, исполнительную и судебную власть и имел статус богочеловека, власть его была наследственной. Фараон также являлся верховным жрецом и обладал высшей военной властью. Первый помощник фараона - чати - руководил чиновничеством, а зачастую сосредотачивал в своих руках функции целых ведомств. Главной особенностью аппарата была нерасчлененность придворных функций. Каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний и Нижний Египет. "В Азии с незапамятных времен… существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению других народов, и, наконец, ведомство общественных работ."1

Система номового управления копировала центральную и возглавлялась номархами. Община пока еще жила своей жизнью, но вскоре суды и общинные советы превратились в часть огромного, разветвленного чиновничьего аппарата. Такой строй определяется как монархия деспотического типа или древневосточная деспотия.

После объединения Египта встал вопрос укрепления единства. Во внутренней политике к этому подталкивала единая очень разветвленная и обширная ирригационная система страны, потребность в проведении масштабных строительных работ, с наибольшим размахом проводившихся при IV династии, организация центрального управления, ослабление наследственной власти в номах.

Для защиты границ по перифериям государства возводились крепости. Кроме того, Египет проводил активную внешнюю политику, для чего содержал значительную армию, формировавшуюся и пополнявшуюся из двух источников: царский набор из свободного населения и наемники-чужестранцы. Возглавлял войска в крупных походах сам царь, а для внутренних нужд существовала полиция, набиравшаяся из нубийских негров. В результате к Египту были присоединены многочисленные территории, богатые полезными ископаемыми и природными ресурсами, но бурная внешняя и внутренняя политика истощили экономику государства. Жесткая эксплуатация работников привела ко всеобщему недовольству и восстаниям. Излишняя централизация власти вызвала недовольство египетской знати. Не исключено, что смене этой династии произошла насильственным путем.

Следующая династия несет успокоение стране: к управлению страной привлекаются более широкие круги администрации, изменяется религиозная политика - божественность фараона обосновывается не гигантскими сооружениями заупокойного культа, а идеей прямого происхождения от верховного бога Ра.

Продолжается процесс укрепления номовой знати, многие добивались иммунитетных грамот. Внешними проявлениями силы местных аристократов становилось сооружение их усыпальниц в номах, а не рядом с пирамидой фараона. Происходит перераспределение ресурсов в пользу местных властей, падает экономическое могущество центральной власти и внешнеполитическое влияние Египта.

После VI династии власть мемфисских царей становится номинальной, страна распадается на множество самостоятельных княжеств, начинается так называемый I переходные период в истории Древнего Египта.

Среднее царство

Распад единого государства привел к упадку ирригационной системы и кризису экономики. Ограниченных средств номов не хватало для поддержания ирригационной системы в рабочем порядке и, тем более, для строительства новых каналов. Такое положение вызывало недовольство народных масс и восстания беднейшей части населения страны (именно о них, по мнению многих египтологов, повествуется в "Речении Ипусера" и "Речении Неферти"). Внутренним упадком воспользовались племена ливийцев на западе и кочевники востока, опустошившие Дельту.

Вновь возникла необходимость в объединении и укреплении государства. На севере центром объединения стал Гераклеополис, а на юге - Фивы, боровшиеся за общеегипетское главенство. В этом соперничестве победили Фивы, их правитель - Ментухотеп - стал основателем XI династии. Настал период расцвета централизованного Египетского государства.

К этому времени относится освоение производства бронзы и изделий из нее, начало производства пастового стекла. Появляются излишки производства, но Египет нуждается в металлах (серебро, олово), которых не имеет на своей территории. Это дает толчок к развитию международной торговли.

Быстрее падает удельный вес храмовых хозяйств, но, наряду с вельможными, сохраняют ведущее значение. Происходят существенные изменения в организации производства. Существуют сведения и о мелких хозяйствах, которые обрабатываются их хозяевами и дополнительной рабочей силой, в т. ч. рабами. В египетских поселениях выделяются зажиточные "дома", включающие целый коллектив родственников. Особенностью экономики среднего царства явилось укрепление средних хозяйств: отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда, определенная независимость. Царские имения делятся на мелкие участки, которые передаются в пользование земледельцам с обязательной уплатой налогов и выполнением повинностей, то же происходит и в храмовых хозяйствах. Все непосредственные производители называются "царские люди", это обуславливает особенности распределения рабочей силы: все "царские люди" переписывались и распределялись по профессиям, после чего они направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно, хотя возможны были и перераспределения. Такие работники либо получали довольствие за работу, либо получали земельный надел и с него кормились, могло иметь место и совмещение этих видов содержания. Однако, это не отрицает использование рабского труда, количество рабов увеличивается. В период среднего Египта активно развивается частное рабовладение, т. к. при распределении "царских людей" учитывались интересы крупных хозяйств. Можно также говорить о расширении состава господствующего класса, теперь в его состав наряду с родовитой и служилой аристократией, высшим жречеством входят средние и мелкие рабовладельцы в качестве членов государственного аппарата низших звеньев. Однако фараонам не удалось поставить под контроль номовую знать, попытка сделать это привела к возникновению заговоров и, в конечном итоге, к усилению сепаратистских настроений. В такой ситуации правители предпочитают приближать ко двору выходцев из средних слоев. "Сложные отношения внутри господствующего класса, в частности между номовой родовитой аристократией и служилой знатью во главе с фараоном, в целом усиливали общее социальное положение в стране".

Важную роль в управлении страной играл главный судья. Первоначально он принимал непосредственное участие в хозяйственной деятельности: управлял царской сокровищницей, государственными складами, был организатором царских работ. Позже его функции были отделены от хозяйственных. Судебная власть осуществлялась коллегиальным органом (в разное время это были " совет десяти", "верховная палата шести"). Однако соблюдение верховных предписаний не было нормой деятельности египетских судов; процветало взяточничество.

Вновь проявляют активность варвары на границах: наибольшую опасность представляет формирующийся на просторах Южной Палестины, Северной Аравии и Синайского п-ова союз гиксосов. Происходит крупное восстание народных масс против существующего строя и его властей (некоторые историки относят "Речение Ипусера" и "Речение Неферти", повествующие о восстании, к концу I переходного периода, некоторые - к концу Среднего царства). Народное восстание потрясло всю страну, но, будучи стихийным, потерпело поражение. Внутренним ослаблением государства воспользовались гиксосы, которые в конце XVIII в. оккупировали всю Дельту, затем сформировали правящие общеегипетские династии. Они объединили Египет, Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. На юге Египта существовало правительство Фиванского нома, в Верхнем Египте правили номархи. Гиксосскому царю Хиану удалось на короткое время подчинить себе Верхний и Нижний Египет. После его смерти в Фивах началось движение за освобождение страны.

Новое царство

Египет был освобожден, и гиксосский этнический конгломерат перестал существовать. Начался период Нового царства - самый блестящий период в истории Древнего Египта. Была создана крупнейшая по территории египетская держава. Активизируется внешняя завоевательская политика по старым направлениям, для этого проводится коренная реорганизация армии, в т.ч. внедряется новая система набора в армию: призывается один воин из 10 взрослых мужчин. Результатами успешных походов были обширные завоевания: побережье Средиземноморья (Сирия, Палестина), Финикия, северные земли до излучины Евфрата, южные земли до четвертого порога Нила.

Теперь организуется не только захват материальных ценностей при завоевании территорий, но и получение с них систематической ежегодной дани, что имело стимулирующее влияние на экономику Египта. Все это дало толчок развитию технической базы и технологии производства.

Египетское общество все еще делилось на три класса: господ, мелких производителей, рабов. В Новом царстве появились прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Укреплялись рабовладельческие отношения - появилась прослойка мелких рабовладельцев. Усложнялась структура господствующего класса - люди незнатного происхождения, низшие должностные лица в администрации, обязанные своим благополучием царской милости, становятся прочной опорой фараонов. Выделяется служилая аристократия, наследная номовая знать, жрецы. Противостояние этих высших слоев египетского общества вылилось в религиозную реформу Эхнатона.

"Социальное обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильна, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабов