Тула оружейная

Введение

Данное методическое пособие можно использовать для проведения экскурсии по Тульскому Музею Оружия, так как оно содержит всю необходимую информацию об истории создания музея, экспонатах, представленных в нем и истории их появления. Главный объект исследования – экспозиция музея. Экскурсия рассчитана на приезжих студентов и преподавателей.

1 Цели экскурсии

Рассказать экскурсантам об истории создания музея;

Предоставить информацию о возникновении экспонатов музея;

Дать экскурсантам исчерпывающую информацию об экспозиции музея.

2 Общие методические рекомендации по проведению экскурсии

Основу данной экскурсии составляет информация об экспозиции Тульского Музея Оружия. Экскурсоводу необходимо провести экскурсию в достаточно легкой и доступной форме, сподвигнув группу к изучению представленной темы самостоятельно. Экскурсовод должен удерживать внимание экскурсантов на протяжении всей экскурсии, во многом ему поможет использование таких методов, как анализ, синтез, метод аналогии и конкретно-исторический метод.

Применяя метод аналогии, и в показе, и в рассказе можно обратить внимание экскурсантов на сходство/различие рассматриваемых объектов, на единство времени различных событий, территориальную близость мест, где они происходили.

В отдельных случаях полезным может оказаться и обращение к конкретно-историческому методу. Обычно под ним понимают такую последовательность шагов, при которой происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к целостному воспроизведению предмета в сознании человека.

Время, потраченное экскурсоводом на рассказ, должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии. Все, о чем в экскурсии идет речь, должно быть отражено в зрительном ряде – только таким способом можно представить картину прошлого или настоящего достаточно наглядно.

Содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа должны быть взаимосвязаны. Эти понятия связаны с вопросами: о чем сказать, как сказать и с какой целью. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые не воспринимаются при помощи органов зрения.

Важной задачей рассказа является определение, характеристика, толкование предмета, о котором пойдет речь. Определение предмета в экскурсионном рассказе должно быть ясным, соразмерным, непротиворечивым, не должно строиться на отрицании, не должно иметь предвзятых оценок.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, дополняет, анализирует, поясняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает, как бы «оживляет» то, что в данный конкретный момент не может увидеть экскурсант. Следует учитывать и связанный с рассказом эмоциональный момент, воздействующий на чувства участников, вызывающий у них эмоции радости, восхищения, гордости, гнева, сочувствия.

Экскурсовод должен владеть умением трансформации устной речи в зрительные образы. Для превращения одного вида информации (речь) в другой (зрительные образы) необходимо создать подходящие условия.

Во время экскурсии следует уделять внимание всей группе. Неверно, если экскурсовод обращается к нескольким экскурсантам, выделив их из группы по каким-то субъективным причинам. Особое значение для контакта с аудиторией имеет грамотная и продуманная речь экскурсовода. Экскурсовод по возможности должен стараться выполнять все пожелания членов группы, чутко относиться к замечаниям о недомогании.

Сам, оставаясь незаметным, экскурсовод должен уметь давать возможность «заговорить» объекту, создает предпосылки активного общения. Такой «рассказ объекта о себе» является основополагающим принципом вербального или словесного показа.

Язык экскурсовода должен отвечать определенным критериям. Критерий ясности требует доходчивости и доступности речи для данной аудитории. Критерий точности требует соответствия содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии. Критерий чистоты требует логически оправданного использования экскурсоводом языковых средств.

3 Вводная часть

Продолжительность экскурсии не должна превышать 1,5 часа.

Маршрут экскурсии – это оптимальный путь следования группы экскурсантов, руководимой экскурсоводом, для осмотра тех или иных экскурсионных объектов. В данном случае маршрут будет следующим:

Встреча возле входа в Тульский Музей Оружия – осмотр холодного оружия– охотничье ружье – спортивнее оружие– боевые малютки.

Экскурсовод встречает группу возле входа в музей. Он представляется экскурсантам, объявляет тему экскурсии, говорит о продолжительности экскурсии, обозначает объекты, которые предстоит увидеть экскурсантам; экскурсовод должен попросить экскурсантов быть внимательными и не отделяться от всей группы.

Решив все организационные вопросы, экскурсовод должен перейти непосредственно к основной части экскурсии. Проводив группу в музей, экскурсовод должен, все же не сразу перейти к осмотру всех его экспонатов, а для соблюдения некой целостности экскурсии, сказать несколько слов об истории возникновения Тульского Музея Оружия. Экскурсовод должен отметить, что в центре России на древней славянской земле есть старинный город Тула. Здесь в 1712 году царь Петр I основал первый в России казенный оружейный завод.

Необходимо упомянуть и о том, что в 1724 году сенат утвердил Указ Петра I: " ...старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на сохранение ", следуя которому на Тульском оружейном заводе стали собирать образцы оружия, а созданная в 1775 году по распоряжению Екатерины II Палата редкого и образцового оружия положила начало заводскому музею.

Экскурсоводу необходимо подчеркнуть, что с музеем знакомились министры и генералы, члены царской фамилии, иностранные гости, и только после постановления Центрального правления артиллерийских заводов, определившего значимость заводского музея, 16 ноября 1924 года экспозиция была открыта для обозрения.

В годы Великой Отечественной войны фонды музея находились на Урале, куда было эвакуировано основное производство оружейного завода; 12 декабря 1945 года музейные экспонаты были возвращены в Тулу, а в 1959 году музей разместили в одном из административных зданий в центре города.

Важно отметить, что сегодня музей экспонирует и хранит свои коллекции в старинном здании на территории Тульского кремля. И это уже не заводской музей: в августе 1996 года правительство Российской Федерации приняло постановление " О создании Тульского государственного музея оружия ".

В отличие от Эрмитажа, Оружейной Палаты, Исторического музея, где тульское оружие представлено в основном образцами с художественной отделкой, Тульский государственный музей оружия располагает собранием тульского оружия от петровских времен до наших дней. Благодаря тому, что история экспонатов прослеживается в архивных документах, коллекция имеет огромное историческое значение.

(Справка. Наличие уникальных экспонатов и богатых коллекций позволило Тульскому музею оружия обрести широкую популярность и мировую известность. Музей включен в сборник "100 великих музеев мира", как старейший и уникальный музей России Тульский музей оружия занесен в отечественную книгу рекордов "Диво", в 1994 г. музею была присуждена премия "За большой вклад в возрождение культуры и нравственности города Тулы", в 2001 г. он стал дипломантом Всероссийского конкурса "Хрустальный глобус", в 2006 г. - победитель акции "Любимый Тулы уголок" в номинации "Любимый музей").

Итак, после небольшого экскурса в историю музея, экскурсовод может проводить группу непосредственно к изучению экспонатов холодного оружия.

4.1 Холодное оружие

При осмотре этих экспонатов музея, важно отметить, что в разнообразной музейной коллекции холодного оружия представлено большинство образцов, состоявших на вооружении российской армии в ХVII-ХХ вв., а также западноевропейские шпаги, палаши, сабли, преимущественно конца ХIХ - начала ХХ вв. Восточное холодное оружие в музее дает представление о его своеобразных формах.

Необходимо отметить, что экспозиция позволяет проследить в общих чертах изменение форм и видов русского холодного оружия с ХVII по ХХ вв.

Допетровская эпоха представлена в музее копьями, бердышами, а также шестопером. С созданием Петром I регулярной армии на смену разнообразному холодному оружию поместного войска приходят образцы западноевропейского типа, прежде всего шпаги.

Экскурсовод должен сказать, что шпага - колющее, иногда колюще-рубящее оружие с длинным прямым узким клинком. Впервые в России она появилась в XVII в. на вооружении полков "иноземного строя". В первой половине XVIII в. это оружие становится принадлежностью как офицеров, так и рядовых. Музей располагает различными образцами офицерских шпаг XVIII - первой половины ХIХ вв. Иногда на шпажных клинках можно увидеть различные надписи, например, на нескольких шпагах в музейной коллекции выгравировано "Виват Екатерина Великая".

Важно подчеркнуть, что если шпаги в XVIII в. применяли главным образом пехотинцы, то основным видом холодного оружия полков тяжелой кавалерии - к ней относились драгуны и кирасиры - был палаш. Это разновидность колюще-рубящего оружия с прямым, длинным и широким клинком. В экспозиции музея широко представлены кирасирские, карабинерские, гвардейские палаши XVIII в. Гарды палашей гвардейской тяжелой кавалерии, например, кавалергардского полка и лейб-гвардии конного полка, имеют большие рельефные щитки в форме двуглавого орла под короной.

(Справка. Коллекция музея располагает также саблями, состоявшими на вооружении русской легкой конницы. Под саблей обычно понимают разновидность рубящего, иногда рубяще-колющего оружия с изогнутым клинком. На Руси это оружие было заимствовано у кочевых племен).

Экскурсовод должен сказать, что клинок, по форме напоминающий сабельный, но короче, иногда мог иметь другой вид холодного оружия - тесак, или полусабля. Однако у некоторых видов тесаков мог быть не изогнутый, а прямой клинок.

Необходимо заметить, что во второй половине XVIII в. тесаки приходят на смену шпагам у рядовых солдат пехоты, и шпага остается на вооружении только у офицеров. Кроме нее офицеры и унтер-офицеры имели различные виды древкового оружия западноевропейского типа: протазаны, алебарды и эспонтоны. В XVIII в. эти образцы уже практически не имели прежнего боевого значения и играли лишь вспомогательную роль при построениях, а в сражениях могли служить ориентиром при равнении шеренг.

В первой половине ХIХ в. эти виды древкового оружия окончательно исчезают из русской армии, а шпаги и палаши начинают заменять саблями различных образцов. Так в 1827г. на вооружение была принята кавалерийская сабля с еще двумя дополнительными защитными дужками, а затем на смену этому оружию пришла драгунская сабля образца 1841г. Ее гарда состоит только из одной крестовины, переходящей в переднюю защитную дужку.

Следует также отметить, что много общего с саблей имеет другой вид холодного оружия - шашка, и иногда эти два типа бывает довольно трудно различить. Шашка также имеет изогнутый однолезвийный клинок, но ее эфес обычно состоит из одной рукояти без гарды. Это оружие заимствовано у народов Кавказа сначала казаками, а позднее шашка становится уставным образцом русской армии, практически заменив все другие виды холодного оружия с длинным клинком.

(Справка. Рядовые солдаты пехотных и саперных частей и в ХIХв. продолжали использовать тесаки. Саперные тесаки, как правило, имели на обухе зубья, позволявшие использовать это оружие в качестве рабочего инструмента – пилы).

Экскурсовод должен сказать группе, что на многих клинках ХIХ - начала ХХвв., хранящихся в коллекции музея, можно увидеть клейма Златоустовской оружейной фабрики. Действительно, с 1818г. центр производства холодного оружия перемещается в Златоуст. Однако и на Тульском оружейном заводе не прекращается изготовление пик, тесаков и шашек. Так, в экспозиции музея можно увидеть две офицерские шашки обр.1881г., сделанные на заводе в 1882г. Их клинки богато украшены растительным орнаментом и изображением военных атрибутов.

Необходимо подчеркнуть, что Российское холодное оружие второй половины XX столетия представлено коллекцией парадных офицерских кортиков для различных родов войск, а также прекрасно украшенной генеральской шашкой обр.1940г. специального выпуска.

Подавляющее большинство европейского холодного оружия в коллекции музея относится ко второй половине ХIХ - началу ХХ вв., когда клинковое оружие значительно утратило свое прежнее значение. Его армейские образцы по качеству и продуманности конструкции уступают не только восточным саблям, но даже европейскому оружию прошлых веков.

Экскурсовод должен рассказать, что в прусской армии получил распространение тип так называемой "сабли Блюхера" с гардой, имеющей характерную S-образную защитную дужку, которая под прямым углом отходит от крестовины. Интересно отметить и такой любопытный образец музейной коллекции, как штык-палаш к английской винтовке Энфильда.

Необычно и другое восточное холодное оружие - хопеш. Он представляет собой разновидность боевого серпа и появился в конце II тысячелетия до н. э. в Сирии.

Важно также подчеркнуть, что в музее широко представлено оружие Кавказа. Если кинжал "бебут" имеет изогнутый клинок, то у кинжала "кама" клинок преимущественно прямой, иногда с узким, очень острым концом для пробивания кольчуг. Рукояти изготовлялись из рога и кости.

Следует отметить, что Малайский кинжал "крис" имеет своеобразный волнистый клинок, символизирующий священного змея. Существуют многочисленные разновидности таких кинжалов, в том числе и с прямым клинком.

Непальский нож "кукри" имеет тяжелый однолезвийный клинок, сходный по форме с клинком ятагана.

Экскурсовод должен подчеркнуть, что универсальным оружием является большой нож, или тесак "трумбаш", который использовали племена Центральной Африки. Это оружие отличается широким серпообразным клинком. Из-за своих размеров и формы трумбаш не имеет ножен.

Африканские метательные ножи "пинга" принимали самые разнообразные экзотические формы. У таких ножей от плоского изогнутого клинка отходят несколько листовидных заостренных и заточенных с обеих сторон ответвлений, а один его конец обмотан ремешком из растительных волокон и представляет собой рукоять.

Следует обратить внимание на то, что несколько экспонатов музея могут служить примером высокого мастерства сделавших их оружейников. В экспозиции выставлены две парадные сабли. Эфес одной из них - офицерской кавалерийской обр.1827г. - вызолочен и богато украшен рельефными изображениями воинов и военных атрибутов, а также растительным орнаментом в виде листьев и бутонов роз. Передняя защитная дужка заканчивается головой дракона. Ножны из вороненой стали украшены в том же стиле, что и эфес. На обухе выгравирована надпись "Тула. 1830г.".

Экскурсоводу необходимо сказать, что вторая сабля - гусарская, и на ее клинке с обеих сторон помещено изображение скачущего на коне всадника с саблей и надпись латинскими буквами "Виват гусар", выполненная наводкой золотом на вороненом металле. Любопытно, что рукоять эфеса и ножны обтянуты кожей акулы.

В коллекции музея имеются также несколько старинных охотничьих тесаков. Рукоять одного из них украшена так называемой "алмазной гранью".

(Справка. Холодное оружие хранит память об искусных мастерах минувших веков и мужественных воинах, защищавших этими некогда грозными клинками свое Отечество).

После осмотра всех экспонатов холодного оружия, представленных в музее, группа может обратиться к следующему объекту изучения – охотничьему ружью. Вслед за экскурсоводом экскурсанты проходят к экспонатам этой группы.